Пресса о нас
Вторжение видеоконференцсвязи в домашний сектор
Игорь Успенский, Дмитрий Аверьянов для журнала "CONNECT! Мир связи"
В статье постараемся не «грузить» читателя техническими характеристиками кодеков ВКС, эффективными алгоритмами сжатия, особенностями реализации протоколов, компенсации потерь пакетов в сети и прочими скучными темами сегодняшнего ВКС-community. Так как речь пойдет о домашнем сегменте рынка ВКС, то здесь в большей степени, чем в корпоративном, играют роль индивидуальные, пользовательские предпочтения, не всегда напрямую связанные с количеством пикселей и объемом памяти. К примеру, сотовому телефону могут отдать предпочтение из-за дизайна или удобства работы (интуитивно понятные действия, удобный вызов наиболее часто используемых функций и т. п.), нежели аппарату с крутыми матрицами ПЗС и ЖК или звуком Hi-Fi. Кто-то предпочтет телефон с функцией яркого фонарика, которая будет его часто выручать. Поэтому сосредоточимся именно на пользовательских предпочтениях, способных сделать видеоконференцсвязь или видеотелефоны обычным средством общения наравне с телефонной связью. Только такой подход обеспечит массовое внедрение качественной видеосвязи в форме простого в использовании и доступного решения.
Десять лет спустя
В целом, сегодня решения для домашнего сектора принципиально не отличаются от решений десятилетней давности. Уже тогда были web-камеры, Интернет, бесплатные публичные интернет-сервера для организации видеоконференций, встроенное в Windows клиентское ПО (Microsoft NetMeeting) или другие программные Н.323-терминалы. Конечно, подключение по dial-up на скорости 33,6 кбит/с не обеспечивало комфортного сеанса, но все-таки эта технология видеоконференций уже работала в домашнем секторе. Прошло десять лет, но принципиально нового практически ничего не появилось. Скорее сделаны шаги назад, например, вместо открытых H.323-based публичных серверов пришли проприетарные публичные серверы типа Skype, «Видеопорт», требующие установки собственного клиентского ПО.
Если с корпоративным сектором ВКС ясность имеется, и Яндекс подробно расскажет, что это такое и какие преимущества дает, то с домашней видеоконференцсвязью дело обстоит иначе. То, что домашний сектор ВКС сегодня «на нулевой отметке», подтверждает запрос в поисковике «Видеоконференцсвязь для дома» выдающий результаты: «Видеоконференцсвязь для диспетчерских (энергетических, нефтегазовых и других компаний)», «Видеоконференцсвязь для государственных и корпоративных заказчиков» и т. п. Еще более неожиданным был результат «Cisco демонстрирует домашний Telepresence» (Cisco Home TelePresence), шутить изволите? Напомним, что «Телепрезенсы» стоят около четверти миллиона долларов.
Так какие должны быть необходимые и достаточные условия для победоносного вторжения видеоконференцсвязи в домашний обиход и замещения вакантного места наравне с телеприемником и домофоном?
Программные реализации ВКС вряд ли обеспечат массовое внедрение видеосвязи, мы не смотрим через компьютер фильмы и не слушаем музыку (хотя ПК, как мы знаем, «умеет все») – для всего этого мы покупаем специальную технику. Кроме того, держать ПК всегда включенным – удовольствие не для всех. Поэтому массовость смогут обеспечить, видимо, только аппаратные реализации. Судя по стоимости аппаратных решений, технологиям ВКС придется проделать еще большой путь, так как одним из признаков зрелости ИТ-технологий является их удешевление.
Массовость, снижение цен, доступность невозможны без экспансии китайских производителей с агрессивной ценовой политикой. Но пока Huawei, ZTE, Kedacom, похоже, «не раскачались» в российском ВКС-сегменте, кроме того, в их ряду ожидается пополнение. Будем надеяться, что со временем видеоконференцсвязь станет таким же доступным инструментом «для смертных», как сегодня IP-системы видеонаблюдения, вследствие высокой конкуренции китайских производителей. А пока, судя по публикациям, в России проведение сеансов видеоконференцсвязи с родственниками посредством аппаратных терминалов может позволить себе только Стейн Рамсли (Stein Ramsli), глава представительства TANDBERG в России и странах СНГ.
В любом случае, этот процесс обязательно затронет и бизнес-сегмент ВКС. Корпоративные системы резко подешевеют, при этом недорогие домашние устройства видеосвязи займут отдельные ниши их рынка. Порой даже возникает мысль, что монстры корпоративного сектора ВКС специально сдерживают домашний сегмент, боясь потерять сверхприбыли от продажи профессионального и очень рентабельного оборудования. Но, несмотря на существующую пропасть между этими сегментами, сближение корпоративных и домашних ВКС неизбежно уже в ближайшем будущем.